06.08.2002
За время реформ из России вывезено интеллектуальной собственности на сумму 600 млрд долл. По словам профессора, доктора наук, члена президиума Совета профсоюза работников Российской академии наук Гранита Семина, имеющаяся сегодня в России интеллектуальная собственность оценивается приблизительно в 400 млрд долл. "В настоящее время мы стоим на распутье - мы можем распродать этот остаток, как и все остальное, или использовать его," - сказал он. Одной из основных причин плачевного состояния отечественной науки профессор считает "крайнее несовершенство существующего патентного законодательства". Г.Семин подчеркнул, что "Роспатент", являющийся коммерческой структурой, "попросту грабит изобретателей". Он убежден, что эта организация должна стать "государственным образованием при Минюсте РФ, главной задачей которой должна быть регистрация открытий". Кроме того, подчеркнул ученый, необходимо ввести предел ставки, выплачиваемой ученому за использование изобретения, не ниже 12%. "При этом "Роспатент" будет получать 5-6%, тогда у него появится интерес к внедрению открытий в производство и к увеличению количества выдаваемых патентов," - считает Г.Семин.
05.07.2002
Минпромнауки решило переводить страну на инновационные рельсы. Созданный при Министерстве экспертный совет отберет 8-10 наиболее перспективных проектов, которые способны за два года принести пять рублей на один вложенный. Они-то и станут обладателями отчислений из бюджета на научно-техническое развитие страны. Академик Российской академии наук (РАН) Юрий Осипьян заявил, что "наука должна добывать знания, и делать это только за счет государственных средств". С ним согласен и вице-президент РАН Валерий Козлов, полагающий, что "основная задача РАН - фундаментальные исследования, а не инновационная деятельность". Тем не менее он понимает, что без серьезных вливаний ни один проект не поднять. Но для этого, по мнению г-на Козлова, необходимо развивать малое предпринимательство в научной сфере. "Для функционирования инвестиционного процесса в научной сфере важно понять, за счет каких средств это будет делаться и на основе какого законодательства,"- считает вице-президент "ЮКОСа" Галина Антонова.
04.07.2002
Слабый контроль за охраной и регистрацией интеллектуальной собственности в системе оборонно-промышленного комплекса ведет к тому, что российские разработки в области оборонной техники используются для противодействия интересам России. Так считает заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Александр Яшин. Зарубежные партнеры российского ВПК, пользуясь отсутствием необходимых мер по охране интеллектуальной собственности российской стороны, заметно активизировали процесс финансирования доступных им научно-технических разработок непосредственно в РФ. "Прежде всего, речь идет об авиационной и ракетно-космической отраслях промышленности," - уточнил А.Яшин. По оценкам Российского фонда патентной информации, в период с 1993 по 1998 годы только французская компания "Аэрокоптер Франс" получила более 10 патентов РФ на перспективные технические решения, используемые в области вертолетостроения. Отдельная проблема - закрепление прав Российской Федерации на результаты НИОКР, полученные на государственные средства. Дело в том, что обладателями результатов, проведенных Советским Союзом НИОКР и созданных на их основе образцов вооружения, являются наши многочисленные бывшие союзники. Принятые же Правительством РФ Постановления (14 мая 2001 г., № 372, 30 января 2002 г., №72) не позволяют развернуть работы по восстановлению прав государства на переданные за рубеж результаты НИОКР.
07.06.2002
Результаты приватизации оборонно-промышленных предприятий могли быть другими, если бы в процессе приватизации учитывалась интеллектуальная собственность. По словам министра промышленности науки и технологий РФ И.Клебанова, в процессе приватизации не была учтена очень важная вещь - интеллектуальная собственность. "Когда ходишь по заводу, здания которого были построены 100 лет назад, и когда видишь станки, которым по 15-20 лет, понимаешь, что главная ценность компании - интеллектуальная собственность," - заявил И.Клебанов. Он напомнил, что в оборонном комплексе до начала 90-х годов интеллектуальная собственность на 100% была государственной. "Если бы это учитывалось, то я сомневаюсь, что группы из двух-трех человек смогли бы стать собственниками больших оборонных предприятий. А ведь авиазавод получает деньги за продукт, который был сделан государством". И.Клебанов считает, что если при создании федерального центра моторостроения будет учтена интеллектуальная собственность на двигатель ПС-90, то у государства заведомо окажется контрольный пакет акций этого центра. "Этот механизм не использовался при приватизации, но мы спокойно можем им пользоваться," - отметил он. Однако это не означает, что будут пересмотрены итоги приватизации. "В уже подписанных указах по формированию холдингов речь идет только о госпакетах акций, никто не собирается оперировать частными пакетами".
18.02.2002
Интеллектуальная деятельность в России доходов в федеральный бюджет не приносит. Такой вывод на заседании сделала коллегия Счетной палаты (СП) Российской Федерации, которая под председательством Сергея Степашина рассмотрела вопрос о результатах проверки в Федеральном агентстве по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД) в 2000 году и за 9 месяцев 2001 года.
06.02.2002
В 2002 году Правительство РФ разработает дополнение в 4-ю главу Гражданского кодекса, касающуюся защиты прав интеллектуальной собственности. Об этом на заседании Европейского делового клуба в Москве заявил министр экономического развития и торговли РФ Г.Греф. Касаясь вопроса правоприменительной практики в этой области, Г.Греф отметил, что наряду с поправками в ГК будут разработаны поправки в ряд законов, облегчающие администрирование защиты интеллектуальной собственности.
31.01.2002
Правительство намерено забрать у предприятий права на интеллектуальную собственность. В середине прошлого года Правительство объявило о намерении законодательно закрепить за государством право на результаты тех исследовательских, конструкторских и технологических работ, которые в свое время финансировались из бюджета. Для начала было решено заняться инвентаризацией объектов интеллектуальной собственности на предприятиях военно-промышленного комплекса и установить источники финансирования разработок. Если окажется, что они проводились на бюджетные деньги (включая и советский период), то такая интеллектуальная собственность подлежит национализации. В основе нынешних инициатив Правительства, полагают ученые из отделения экономики РАН, лежит стремление министерств (а если точнее - ключевых людей в этих ведомствах) оставить за собой исключительные права на интеллектуальную собственность, а все вытекающие из этих прав обязанности переложить на предприятия.